Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйтунский район, с.Карымск, ул Рабочая, 15 А
Телефон: 8 (950)-104-40-26
Главная / Родителям /Для родителей (консультации педагогов) /Консультация для родителей «Безопасность в киберпространстве»

Консультация для родителей «Безопасность в киберпространстве»

2021.05.19  |  Просмотров: 12

 

Проникновение глобальной сети во все сферы жизнедеятельности современного общества привело к вовлечению в информационное пространство и подрастающего поколения.

В киберпространстве действуют законы и правила, которые мы и наши дети должны соблюдать. Поэтому, говоря о безопасности в нем, используют специальный термин –кибербезопасность.

Всё ли безопасно и прозрачно? Почему 21 декабря 2010 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»? Именно в нем было введено понятие информационной безопасности детей как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».

 

Рассмотрим причины столь внимательного отношения к использованию сети Интернет учащимися школ.

В возрасте 6-7 лет, когда дети приходят в школу, меняется не только их социальный статус (они становятся учениками), но и взаимоотношения с окружающим миром. В этот же период младшие школьники начинают осваивать социальные информационные среды: ВКонтакте, Одноклассники.ru, Instagram,которые не являются закрытыми и безопасными. Именно эти новые сферы общения таят для детей множество опасностей.

Дети любят смеяться и шутить. Однако будучи достаточно сильно удаленными друг от друга и не имея возможности воочию увидеть реакцию других на свои действия и шутки, некоторые школьники переступают моральные границы в отношениях со своими сверстниками. Незначащие шутки в социальных сетях иногда достигают размеров серьезной травли, последствия которой могут быть самыми трагическими.

 

Для описания таких моральных атак на детей был введен термин «кибер-хулиганство».Отличительной особенностью кибер-хулиганства является возможность стать жертвой в своем собственном доме, на глазах близких людей. Сегодня выделены виды кибер-хулиганства. Прежде всего, речь идет о кибер-буллинге, по-другому, интернет-травле. Кибер-буллинг страшен тем, что травля в сети проходит более жёстко, чем в обычной жизни, а её последствия могут быть совершенно незаметны для взрослых.

Ещё одним видом кибер-хулиганства является кибер-груминг, который предполагает вхождение в доверие к ребёнку любого возраста c целью использования его в сексуальных целях. Преступники, опираясь на знание психологических особенностей развития детей разных возрастных периодов, начинают общение с ними, втираются в доверие, стремятся стать другом и из виртуального общения пытаются перейти в реальное.

 

Желание иметь много друзей, общаться, чувствовать себя в центре событий особенно характерно для школьников подросткового возраста. Но этим детям присуща и растущая неуверенность в себе, стремление понять, кем стать в будущем, чем заниматься, в чем смысл жизни и где грани этой жизни. Некоторые подростки впадают в депрессию. Они перестают нормально спать, общаться с родителями, у них теряется интерес ко всем своим прежним увлечениям и к учебе в школе, возникает ощущение постоянной усталости. Всё это заставляет подростков в Интернете искать ответы на то, что с ними происходит, погружаясь в него всё глубже и глубже. И здесь для детей появляются новые опасности и риски: сообщества, секты, группы смерти и т.д. Обычно их создатели – это люди с хорошим знанием психологии и медицины. Они знают, как поддержать ребенка, приободрить, стать другом, заставить сделать то, что им надо.

Особое беспокойство в последнее время вызывают так называемые «необычные» on-line игры и «группы смерти».

Кроме описанных выше рисков использования сети Интернет, к ним можно отнести и посещение учащимися сайтов, распространяющие вредоносные программы. В основном это происходит при подготовке домашних заданий, например, в форме доклада. Ребёнок ищет информацию, его вниманию предлагается книга с обещанием того, что в ней он найдёт всё необходимое. О том, что этот файл может быть потенциально опасным, школьник и не задумается. Речь идёт об исполняемых файлах, которые инициируют запуск вредоносного программного обеспечения.

Если в описанной ситуации школьники являются жертвами, то при скачивании контента, защищенного авторским правом, они фактически становятся преступниками. Большинство детей считают, что всё выложенное в сети является абсолютно доступным для копирования и использования. Именно этого и не понимают большинство школьников, скачивая художественные и мультипликационные фильмы, музыку, игры. Ситуация обостряется при распространении такого контента. Поделиться с другом в социальной сети новой игрой, выложить в группу для всеобщего просмотра интересный фильм, отправить по электронной почте, понравившийся музыкальный хит — вот неполный список противоправных действий, совершаемых школьниками ежедневно.

Риск попасть в неприятную ситуацию возникает у детей и при работе с сайтами, предлагающими пользователям разбогатеть. Текст рекламы может быть различный, но основной мотив заключается в обещании большой финансовой прибыли и отсутствии какой-либо работы. При этом приводятся лжепримеры людей, якобы выигравших крупные суммы денег. Дети попадаются на такие призывы, и смело начинают действовать, тратя деньги своих родителей. Указание ребенком в социальной сети своего номера телефона позволяет мошенникам в дальнейшем отправлять ложные SMS сообщения о розыгрыше велосипеда, автомобиля и т.д. с просьбой отправить в ответ сообщение с некоторым текстом, например, «я счастливчик». Итогом такой операции будет снятие денег со счета мобильного телефона.

К последнему может привести и покупка каких-либо товаров в Интернет-магазинах. Некоторые из них предлагают скидки в обмен на предоставление информации о себе, например, номер мобильного телефона, адрес местожительства, паспортные данные родителей и т.д. Желание сэкономить движет школьниками при передаче посторонним лицам своих персональных данных. Дети просто не задумываются о серьёзности последствий своих поступков.

 

Рассмотрим средства и методыснижения рисков использования киберпространства школьниками.

Прежде всего, речь идёт об установке программ-фильтров. Они позволяют блокировать рекламу опасного характера, сайты экстремистской и «взрослой» направленности, защищают от вирусов и т.д. В основу разработки таких программ положена одна из технологий фильтрации либо их комбинация:

1) фильтрация по ключевым словам (конкретные слова и словосочетания используются для включения блокировки веб-сайта),

2) динамическая фильтрация (содержимое запрашиваемого веб-ресурса анализируется в момент обращения. Загрузка страниц ресурса в браузер блокируется, если содержимое определяется как нежелательное),

3) URL фильтрация (запрашиваемая страница или целый домен могут быть определены или категоризированы как нежелательный ресурс, вследствие чего доступ к таким страницам блокируется).

 

Сайт «Спасение Детей от Киберпреступлений»представляет одноименную общественную организацию, созданную 19 января 2016 года родителями детей, погибших в результате киберпреступлений.

Основная цель деятельности организации состоит в выявлении противоправных действий в отношении детей в Интернете, в предотвращении преступлений, в организации помощи пострадавшим детям и их родителям. На сайте представлены статьи по рассматриваемой проблематике, приведены законы, которые определяют ответственность взрослых, представлены памятки для родителей и детей: «Безопасный интернет», «Смертельно опасное воздействие на ребенка в соцсетях», «Права, обязанности и ответственность родителей». Кроме того, родители могут посмотреть документальные фильмы, передачи, репортажи, интервью, повествующие о киберпреступлениях и способах борьбы с ними, ознакомиться с процессом настройки родительского контроля в операционной системе семейства Windows.

 

Психологи рекомендуют говорить с детьми об Интернете:

  1. Регулярно разговаривайте об Интернете.
  2. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети.
  3. Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.
  4. Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».
  5. Расскажите о нормах онлайн-этикета.
  6. Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
  7. Проинформируйте о том, где можно получить помощь.
  8. Если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу технической поддержки или к взрослому, которому он доверяет.
  9. Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя».

 

Кроме того, психологи советуют родителям вместе с детьми знакомиться с новинками компьютерных игр, обсуждать их, а порой и играть в онлайн-игры. Родители сами должны доверять детям и вызывать доверие у них. Именно такой подход позволит объяснить ребёнку, почему нельзя делиться в Интернете информацией личного характера, пересылать свои фотографии малознакомым людям, включать в состав друзей в социальных сетях всех, кто делает соответствующий запрос.

Если возникла неприятная ситуация, например, агрессия против ребенка с чьей-либо стороны, необходимо сохранять все полученные письма, файлы и изображения. С. Махринский и В. Тюменев рекомендуют записывать время и дату получения тех или иных сообщений, это поможет в дальнейшем при обращении в правоохранительные органы.

Благодарю за внимание!{jcomments off}

Наверх страницы