Познавательное и речевое развитие ребенка от 0 до 7 лет.
Эти данные могут послужить ориентиром родителей при определении уровня развития собственного ребенка
До 6 месяцев– издает отдельные звуки; изменяет силу и высоту голоса; гулит (га-у, гы-а); плачет, смеется.
6 -12 месяцев– появляется лепет
12 месяцев– слова, перемешанные с лепетом.
1 год – 9 месяцев–пользуется двухсловными предложениями, указывает на 4 картинки; точно выполняет новое задание.
2 года-трехсловная фраза; активный словарь – 100 слов; использует свое имя, когда говорит о себе; использует образец (при конструировании), сопоставляет по цвету; собирает из 3-х частей).
3 – 3,5 года– отвечает на вопрос «Сколько?» (в пределах двух); узнает на ощупь знакомые предметы; показывает «большой - маленький, выше-ниже»; находит картинку, которая не подходит; называет 3-4 цвета; имитирует предложения из 4-5 слов; в спонтанной речи – высказывания из 2-3 простых предложений; выполняет простую инструкцию; дает сведения о себе; поет песни, рассказывает стихи, употребляет речевые формы вежливого обращения; начинает дифференцировать ед. и мн. числа существителных; понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, В, ПОД, ЗА; использует в речи предлоги НА, У,С; показывает предметы со сходными по звучанию названиями; реагирует на заданный звук.
3,5 – 4 года– знает, для чего используются вещи, группирует картинки; называет 2 круглые вещи; считает до 5; подбирает геометрические фигуры; знает «день – ночь»; отвечает на вопросы «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?»;
использует разнообразные предложения; использует глаголы прошедшего времени; четко произносит звуки «М, Н, П, Х, В, Г,Й»
4 - 4,5 года– называет круг, квадрат, треугольник; называет «сколько» в пределах 5; называет числа (1-10); различает предметы по величине, ширине, длине, высоте (путем прикладывания); понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ПЕРЕД, ОКОЛО; выполняет 2-ступенчатую инструкцию; использует будущее время глаголов; повторяет предложения из 5-7 слов; называет предметы обихода, транспортные средства, части тела, суток, времена года; дифференцирует формы ед. и мн.числа; использует прилагательные и наречия для обозначения величины, качества, цвета, свойства предметов; употребляет сущ. в косвенных падежах без предлогов; называет детенышей 4-5 животных; пересказывает знакомую сказку простыми распространенными фразами; задает вопросы о людях и законах природы; воспроизводит без ошибок простые двусложные слова.
4,5 – 5 лет– дает 10 предметов по просьбе; решает простые примеры на сложение; сохраняет в памяти 5 предметов; называет антонимы по аналогии; говорит понятно полными предложениями; четко произносит звуки»С, З, Ш, Ж, Л».
5 - 5,5 лет– группирует картинки по признаку (по принципу использования); решает простые примеры на сложение и вычитание; идентифицирует детали одежды, понимает значение существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголов, образованных с помощью приставок У-, ВО-, ВЫ-, ЗА-, ПЕРЕ-; понимает условное предложение со словом «если», появляются слова, обозначающие детали одежды, части машин, материалы, оттеночные цвета; правильно употребляет сущ. в род. падеже мн. числа, согласует прилагательные с сущ. в роде, числе; называет детенышей домашних и диких животных; составляет рассказ по прочитанному тексту и серии из 2-3 сюжетных картин; воспроизводит слова из 3-4 слогов со стечением согласных; повторяет пары слогов, различающиеся по твердости и мягкости, звонкости и глухости; выделяет заданный звук в звуковом потоке; выделяет ударный гласный звук в начале слова.
5,5 – 6 лет– описывает сходства и различия; использует многократную классификацию; раскладывает картинки в правильном временном порядке; рассказывает выдуманные истории; дает детальную информацию о себе; дает определения конкретным предметам; четко произносит звуки и звукосочетания «Р, ТП, КТ, ЛК».
6 – 6,5 лет– повторяет по памяти 10 слов; запоминает и рисует картинки; находит отличия на двух картинках; составляет квадрат из частей; определяет 4-й лишний; называет число «больше», «меньше»; понимает грамматические формы (мама дочки, дочка мамы), смысл простых распространненых предложений, в активном словаре названия профессий, строительных инструментов, транспорта; озвучивает выполняемые действия; воспроизводит фразы из 3-4 сложных слов; называет характеристики людей (честный, справедливый, заботливый); образует относительные и притяжательные прилагательные; подбирает синонимы и антонимы; использует диалогические формы речи; сравнивает предметы; использует простые распространенные предложения; называет признак предмета; использует предлоги В, НА, ЧЕРЕЗ, ПОД; составляет рассказ по серии сюжетных картинок; определяет место звука в слове, выделяет начальный гласный звук; анализирует ряд звуков.
6,5 – 7 лет – называет по памяти 10 слов; находит отличия; составляет узор по образцу; устанавливает простые аналогии; продолжает числовой ряд; решает задачи на 2 действия; делает звукобуквенный анализ слов; определяет Ь,Ъ; определяет количество слогов в словах; определяет время по часам; раскладывает сериацию из 6 картинок; составляет рассказ; пользуется сложноподчиненными предложениями; использует приставочные глаголы; использует уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.