Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйтунский район, с.Карымск, ул Рабочая, 15 А
Телефон: 8 (950)-104-40-26
Главная / Родителям /Для родителей (консультации педагогов) /Что означают цвета в детских рисунках?

Что означают цвета в детских рисунках?

2021.05.19  |  Просмотров: 34

     Рисунок для самого ребенка является не искусством, а скорее речью, а цвета выражением эмоционального настроения. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения, этот момент ребенок абсолютно свободен.

    Когда у ребенка есть выбор, это позволяет сделать очень много полезных наблюдений, одно из самых очевидных – это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет нам в первую очередь о психо-эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования.

    Когда ребенок из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, в самом раннем возрасте он может еще не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

     Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать «волшебные истории» и сказки, в которых все может быть иным, чем в реальном мире. И вот тут начинается самое интересное. Если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырех летний ребенок уже заставляет задуматься. И не зря.

     Люшером давно разработаны психологические характеристики цвета, и мы их рассмотрим ниже. Однако нельзя сразу однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия, или хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

     Чаще, однако, дети выбирают какое либо сочетание цветов. И вот тут должна придти вам на помощь ваша родительская интуиция. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?

Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия:

«светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий».

    Это поможет более точно воспринять состояние ребенка. Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Ну и всегда можно и нужно обращаться к специалистам, которые вам с радостью помогут.

     Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.

    Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).

    Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. 

      Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.

Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

    Каждый из цветов в детском рисунке имеет собственное символическое значение:

темно-синий цвет – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

зеленый цвет – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

красный цвет – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый цвет – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый цвет – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый цвет – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

черный цвет – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

серый цвет – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

 

       Наблюдайте и интересуйтесь детскими рисунками, и тогда общение с ребенком наполнится для вас более глубоким смыслом!!!

                                                    

 

Наверх страницы